История CRM

История появления CRM очень интересна. Просто потому, что развивалась она из отдельных инструментов, созданных в разное время, разными людьми. Первые программы появились 80 лет назад.

СДЕЛАЕМ АУДИТ AMOCRM И ОТДЕЛА ПРОДАЖ

Получите стратегию развития вашей системы AMOCRM на основе аудита.
Наша экспертиза поможет выявить слабые места текущей CRM
и создать корректный пошаговый план усиления её эффективности.

Предлагаем своим клиентам виртуальную сессию комплексного аудита.

Как все начиналось

История развития CRM началась в 1947 году с блокнота, придуманного адвокатом Моррисом Перкинсом. Это был блокнот со страницами, разбитыми на блоки, в которых удобно было вносить контакты, оставлять комментарии и отмечать выполненные задачи. По сути, бумажная версия приложений-планировщиков. Идея на то время была прорывной, и ее оценили продавцы и менеджеры.

После придумали еще один прототип компонента СРМ. В 1956 году Arnold Neustadter вышел на рынок с вращающейся картотекой Rolodex, упрощающей систематизацию, поиск карточек клиентов. Само название произошло из двух слов rolling и index, что в дословном переводе можно трактовать, как «вращающийся поисковик». 

Все инструменты активно использовались. Карточки Ролодексов стирались до дыр, дублировались в новых картотеках. А комментарии к сделкам вносились в Day-Timer и подшивались в папки.  Но до автоматизации было еще очень далеко, поскольку среды (компьютеров) для развития системы еще не было. 

От программы управления контактами до СРМ

Прорыв в развитии СРМ систем пришелся на середину 80 годов, когда IBM уже вывела на рынок свои ПК, создав условия для повсеместной компьютеризации. Разработчиками сенсационной программы Act для управления контактами стал Пэт Салливан и Майк Муни. 

Идея была в том, чтобы продублировать бумажные инструменты для структуризации информации в продукте для ПК. Дальше все развивалось стремительно. 

Из наброска на клочке бумаги (результат четырехчасового штурма за завтраком) до поиска инвестора, готового вложить в стартап 50000 долларов прошло 3 недели. Еще через неделю удалось привлечь еще 400000 долларов инвестиций. На разработку и обкатку ушло меньше года и в 1987 году ПО для продаж Act вышло на рынок. 

Название Act – это аббревиатура, расшифровку которой меняли дважды. Пока не остановились на Automated Contact Tracking, под которым программа и продавалась. Новая система была действительно инновационной и давала возможность контролировать каждый этап сделки.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ

По работе CRM или планируете внедрять?

Получите консультацию бесплатно или  телефону
+7 (995) 333-74-65 или оставьте заявку

Первыми покупателями ПО стали трейдеры, которые вели десятки сделок на большие суммы и единственное, чего им не хватало, так это инструмента для упорядочивания рабочих процессов. Позже, самые успешные из них, создавшие корпорации, трейдинговые платформы признавались, что Act стал толчком для личного прогресса. 

С появлением интернета прогресс в этой нише ускорился. Во многом, благодаря Томасу Зибелю. Выросшему из дистрибьютора Oracle, поставляющей ПО для реляционных ОС, во владельца собственной компании, разработавший Siebel Sales Enterprise – сервис для управления продажами, которая:

  • распределяла заявки между менеджерами;
  • исключала дубли контактов и сделок;
  • собирала данные о предпочтениях покупателей;
  • помогала разрабатывать маркетинговые стратегии.

 Инновация заключалась в максимальном упрощении интерфейса, оптимизации функций. Чтобы персоналу не приходилось часами искать нужную опцию на экране ПК. 

Работа над новым продуктом стартовала в 1993 году. Это была настоящее исследование, целью которого была разработка программного обеспечения, которое помогало выстраивать взаимоотношения с покупателем и при этом упрощало работу менеджерам.

К 1996 работа была закончена, сервис востребован, а фирма Зибеля стоила 280 миллионов долларов. А его штатные сотрудники, имевшие доли в компании однажды проснулись миллионерами. Через 3 года Томас стал миллиардером и одним из крупнейших в мире поставщиков ПО для бизнеса.

Первые программы в России

История CRM систем в России началась в 90-х, с автоматизации банковской сферы. Позже были наработки для разных направлений бизнеса и уже к 2010 сервисами заинтересовались торговые, производственные компании.

Первое время использовалось программное обеспечение Oracle и Siebel. В 2005 вышло отечественное ПО Монолит, первым пользователями которого стали пивоваренные заводы Балтика. 

А история CRM Битрикс, одной из самых популярных в России, началась в 2012 году. Сейчас разработчик предлагает много продуктов для автоматизации бизнеса, включая облачные сервисы. А общее количество клиентов составляет 15 миллионов пользователей, от предпринимателей, до корпораций и холдингов.

Не знаете, с чего начать?

Оставьте заявку

Наш эксперт расскажет обо всех возможностях развития отдела продаж!